Представляет собой антропоморфный образ (считалось, что идол изображает старую деву, брошенную на произвол судьбы. Она скончалась в мучениях, а её душа превратилась в зайца и напустила болезнь на членов своего рода). Изготовлен из вилообразной берёзовой ветки. На концах развилки лентами из х/б ткани красного цвета привязано по косе из конского волоса чёрного цвета. В косы на концах вплетена белая нить. Основание ветки опоясано лентой из красной х/б ткани и завязано на бант. Берестяной короб, который одевали на развилку, изготовлен из прямоугольного куска бересты, прошит с двух сторон суровой нитью широкими стежками. На одной стороне прикреплены две этикетки: одна на французском языке с типографской печатью «SIBERIE CENTRALE» и надписью рукописной «Ecorce darblre employee ponr fairc des pols», вторая – ниже на русском языке с типографской печатью «Этног. Коллекц. Южного Енисея» и рукописной надписью «Козан-тос – идол-заяцъ качинцы». Назначение: предмет религиозного культа. Идола привязывали перед селением. Кормили его правым подложечным ребром овцы, правой голенью и правой половиной скота. Ему посвящали солового коня. В жертву приносили белого ягнёнка. Животное брали на лошадь и, подогнув ему правую переднюю ногу, объезжали вокруг божка по ходу солнца три раза. Потом шаманили, взяв в руки опахало из белой и красной материи. Почитается серый заяц сеоком том, белый – сеоком бурут. Хозан тёс состоял из трёх частей: ветки с развилкой, головы зайца и берестяного короба. Голова зайца (вф 776/5).
Идол. Этнические названия: Хозан тёс, чогарка тёс (Дословно: заячий фетиш)
Описание произведения
Год создания:
XIX в.
Место создания:
Раздел собрания:
Материал и техника:
Размеры:
Высота — 2 м., ширина — 0,56 м.
Место хранения:
Источник поступления в музей:
Из этнографических сборов XIX в.
Правила использования:
Это изображение представлено для научных и образовательных целей, и не может быть опубликовано в ином месте без письменного разрешения МБУК МКМ
Описание: