Музейная онлайн-галерея СФУ

Танка. Танка буддийская с изображением владыки местности и шаманскими мотивами

Описание произведения
Год создания: 
Неизвестно
Место создания: 
Раздел собрания: 
Источник поступления в музей: 
Этнографические сборы, до 1917 г.
Правила использования: 
Это изображение представлено для научных и образовательных целей, и не может быть опубликовано в ином месте без письменного разрешения МБУК МКМ
Описание: 

Изображение нанесено на прямоугольное грунтовое полотно в хлопчатобумажном обрамлении. Закрывается прямоугольным лоскутом тонкой полупрозрачной хлопчатобумажной ткани, пришитой над изображением. Сюжет представляет хозяина местности, в одежде тувинского ламы, сидящего на троне в позе будды. Одет в украшения будды Самобхагакаи (обычно облачены в пятицветные одеяния и восемь видов украшений), на голове – пятилепестковая корона, в ушах – серьги. На темени изображен признак будды – большая выпуклость – ушниша, мочки ушей удлинены. В руках держит сосуд с нектаром бессмертия. Справа на троне висит шкура барса, слева – буддийский атрибут знамя Победы, символизирующее победу над неведением и смертью. В нижней части танки, вместо ботхисаттв, изображены слева - шаман с телом красного цвета, с ритуальными атрибутами в руках и шаманском костюме, на котором чётко видны змеи. Слева – шаманка с телом белого цвета. Между ними жертвенные животные: коза и лошадь, столик с приношениями. Как известно, в шаманской религиозной системе освящённый конь (относившийся к культу Дерева или рода) всегда посвящался мужчине – хозяину табуна и одновременно табуну. Домашнего козла жёлтой масти с белым пятном на голове посвящали Огню. В верхнем левом углу изображение дневного светила – солнца белого цвета, в правом – ночного – красного цвета. Фоном для сюжета являются изображение гор и озёр. Танка ярко демонстрирует синкретизм тувинского шаманизма и буддизма. Является образцом местной живописи и, вероятно, была изготовлена в одном из местных буддийских храмов. Выполнена с соблюдением основных канонов буддийской живописи. Назначение: культовый религиозный предмет. Использовался для отправления религиозных ритуалов населением Урянхайского края (Тувы), как элемент буддийского алтаря, который располагался в юрте в противоположные стороны от входа.